Владимир Михайлович Дешевов – русский композитор, один из авторов конструктивного реализма, автор первых
советских опер и балетов родился в Петербурге 11 февраля 1889 года, покинул этот мир в Ленинграде 27 октября
1955 года – ему исполнилось 66 лет.
«Время... что ты делаешь с нами.
Время... что же мы делаем с тобой».
Его называли «царскосельский Лист», «хрупкий эльф с лицом Шопена» – изящный, нервный, порывистый вундеркинд и
виртуоз Володя Дешевов – гордость семьи.
Игры теней
Дешевовы – старинный славный дворянский род, семейство дружное, весёлое, хлебосольное – все любят друг друга и
всем хорошо вместе. Отец – уважаемый человек, известный инженер, изобретатель (микротелефон – прообраз
сегодняшнего мобильника – его изобретение); мама – красавица, поэтесса, очаровательная камерная певица
(говорили, что на её концертах «душа замирала от нежности»); бабушка – блестящая пианистка, обожала своего внука
Володечку, занималась с ним музыкой, поощряла его дивные музыкальные фантазии: «Мой дорогой мальчик сочиняет
с пяти лет и он, поверьте, удивит мир новой музыкой» (она оказалась права). Бабушка повторяла: «Детей
надо хвалить, всех людей надо хвалить – от щедрой похвалы вырастают крылья».
Дом Дешевовых – большой, красивый, с роскошным садом – славился великолепной библиотекой, богатейшим собранием
музыкальных инструментов, изысканными поэтическими вечерами и особенным, щедрым вкуснейшим угощением.
Володя Дешевов – один из лучших учеников прославленной Царскосельской гимназии. Директор гимназии Иннокентий
Фёдорович Анненский – известный поэт, переводчик древнегреческих трагедий, литературный критик – доволен своим
воспитанником: упорный, любознательный, энергичный; может быть, в его характере чуть больше мечтательности, чем
нужно в обычной жизни, но кто знает, что пригодится в жизни. Дешевов всегда вспоминал Анненского с
благодарностью: «Он учил нас быть свободными и звал к пленительным мечтам и высотам духа. Он говорил: господа,
не забывайте – мир многообразен, многоцветен, многозвучен».
Царское село – особый мир, город грёз, муз, загадок, в нём «дух песен и чарующих мелодий шелестит в садах, и
воздух напоен музыкой, поэзией, влюблённостью». Дешевов часто в минуты тоски и горечи вспоминал радостную
лёгкость молодой жизни. Вечер – большая зала, горят свечи, за окном шумят старые деревья, аромат жасмина кружит
голову... Дешевов играет на рояле, рядом озорная гимназистка Аня Горенко читает свои стихи о странностях
любви... и вдруг, как во сне – объятия, сердце бешено стучит, поцелуй... Резко распахнулась дверь, и на пороге –
бледный, бешеный, безнадёжно влюблённый в Анну любимый друг Николай Гумилёв... На следующее утро Гумилёв пришел
к Дешевову, в сердцах бросил на стол блокнот: «Напиши музыку к этим стихам – о ней, о тебе, обо мне... о нас».
«На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны.
Это странно – печальные сны
Мирового больного похмелья».
Они, конечно, помирятся. Анна Горенко превратится в поэта Анну Ахматову. Выйдет замуж за Гумилёва, они не будут
счастливы:
«Ты выдумал меня,
Такой на свете нет,
Такой на свете быть не может».
Гумилёва расстреляют, Дешевова объявят врагом народа, но все это будет потом. А сейчас они мечтают, ревнуют,
бродят по старинным аллеям парка, спорят: «Мир не есть мысль, как думают философы. Мир – есть страсть?!».
В 1903 году Дешевов резко меняет жизнь: он переводится из гимназии в реальное училище императора Николая II –
заведение строгое, чопорное, совершенно чуждое всяким «мечтаниям»; здесь ценится упорство, верность реальности,
чёткость.
– Молодой человек, зачем Вы это делаете? – Анненский в недоумении. – Зачем? Почему Вы хотите променять искусство
на ремесло?
– Все в жизни контрапункт, – ответил Дешевов, – мне нравятся контрасты и резкие повороты.
Владимир Дешевов снова среди самых лучших учеников: «выдающиеся успехи в математике и физике». Будущее ясно –
Университет или Горный институт. Тайны Вселенной будоражат его ум и воображение.
В 1908 году Дешевов принимает решение учиться только в Петербургской консерватории: «Я уверен: музыка – смысл
моей жизни и самая удивительная тайна Вселенной». Новый мир, новые друзья, наставники. Вместе с Дмитрием
Шостаковичем проходит курс инструментовки у зятя Римского-Корсакова Штейнберга, у Василия Калафати – курс
гармонии. Игорь Стравинский говорил, что Калафати учил не только слышать, но, прежде всего, слушать – природу,
жизнь... У профессора Леонида Николаева занимается вместе с Владимиром Софроницким: «Мы обучались... не только
виртуозности исполнения музыки, но... её воплощению – учились искать оттенки, чувствовать нюансы». Владимир
Софроницкий – верный друг на всю жизнь, первый исполнитель всех сочинений Дешевова: «Володя, в твоей музыке –
множество красок, смыслов, чувств, в ней нет ничего плоского, банального – сочиняй и не уставай».
Все преподаватели мудры, добры, но «мой главный наставник – Лядов, он научил самому главному и в жизни, и в
искусстве: не торопиться, а медлить, вслушиваться в тишину; музыка – то, что нельзя выразить словами». Дешевов
учится с азартом, играет и сочиняет с наслаждением – его первые выступления успешны, блестящи. «Дешевов –
маленький, подвижный, с чёрными горящими глазами – он появлялся на концертах, подбегал к роялю и исторгал из
него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения».
«Мы подружились, – вспоминал Сергей Прокофьев, – нас многое сближало». Дешевов, как и Прокофьев, любил
уединение, шахматы, теннис и Meтерлинка. Они проводят много времени вместе, о многом разговаривают, играют друг
другу свои сочинения. Пройдёт много лет, Прокофьев посвятит другу Скерцо №10 «Дешевовское» («я вижу, Володя,
тебя именно таким – бурным и нежным»). Дешевов посвятит Прокофьеву Марш («такой же, как ты – быстрый,
элегантный, великолепный»).
«Милый Серёжечка. Привет тебе из Царского. Благодарю тебя, что написал мне. Живу я очень замкнуто – нигде не
бываю, никого не вижу и желания у меня с кем-то видеться и разговаривать – нет (ты же помнишь: я – молчун; тебе
смешно?). У меня много дел – предстоит сложный экзамен по фуге. Когда приедешь, расскажи мне о Париже. До
встречи. Жду тебя очень».
В 1914 году Владимир Дешевов заканчивает консерваторию. А.Глазунов дает ему отличную характеристику: «Дешевов в
высшей степени достоин всяческих похвал. Он ярко одарён. Его ждёт блестящее будущее и ему, конечно же, нужно
помогать во всех возможных смыслах».
Дешевов уходит на фронт добровольцем, сражается храбро. «Мой друг, – писал Гумилёв, пуль не боялся, от опасности
не прятался, был тяжело ранен. Когда выписался из госпиталя – очутился в другой реальности, в другом мире, в
другой стране». 15 ноября 1920 года Красная Армия взяла Севастополь – Врангель покинул Крым. «Я долго не мог
понять, что происходит. Я долго не мог понять, что мне делать. Я был в растерянности».
Время было тяжелое, непонятное. «Сейчас в Крыму 300 000 буржуазии, – писал Ленин в декабре 1920 года. – Они,
буржуазия – источник будущей спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим,
что возьмём их, распределим, подчиним, переварим».
Председатель Крымского военно-революционного совета Бела Кун, его любовница, секретарь обкома партии Роза
Залкинд (Роза Землячка, та самая, которую Солженицын назовёт «фурией Красного террора») активно исполняли
пожелание вождя: «Путём облав, поисков, регистрации всех, кто сочувствовал или служил Врангелю офицеров, солдат,
гражданских лиц... удалось выявить вражеские элементы – большинство расстреляли, утопили (пуль на них жалко),
часть отправлена в концентрационные лагеря на перевоспитание».
Как удалось Владимиру Дешевову, врангелевскому офицеру, уцелеть – не знаем. Волею судеб в 1921 году он оказался
в Севастополе.
«Чайки как картонные, как яичная скорлупа.
Пена как шампанское. Провалы в облаках –
Там какая-то дивная, неземная страна».
«Шум внизу, солнечное поле в море, собака пустынно лает. Море серо-лиловое, зеркальное».
Сохранилась афиша концерта 10 апреля 1921 года:
Первое отделение:
Римский-Корсаков – «Воскресная увертюра».
Вагнер – «Любовная песнь Зигмунда».
Дешевов – марши, премьера, – дирижирует автор.
«Интернационал».
Концерт был посвящен открытию в Севастополе Народной консерватории. Директором был назначен Владимир
Дешевов.
Его пригласил Леонид Собинов – певец оказался в Севастополе в самое жуткое время: его сын, офицер армии
Врангеля, был расстрелян, но его по личному приказу Фрунзе, поклонника таланта певца, не арестовали, а назначили
«руководить всей культурой Крыма» – заведующим подотделом искусств Севастопольского ревкома. «Заведую музыкой, и
драмой, и кино, и литературой. У меня целый симфонический оркестр. Мы обносились и ободрались до невероятности.
Не верится, что жил когда-то иначе». Дешевов – ближайший помощник Собинова, его правая рука, его доверенное
лицо. Дешевов хороший композитор и совестливый человек, и главное – они единомышленники: «Бури рано или поздно
стихнут, и мы должны быть готовы к нормальной жизни. Поэтому надо продолжать работать, учить и учиться,
создавать и спасать разрушенное».
Было тяжело. Все время хотелось есть. Как-то Собинову удалось устроить пир: немножко хлеба, помидоры, и основное
– котлеты из мяса дельфина. «Я не смог есть, – вспоминал Дешевов, – не смог, хотя терял сознание от голода. Я
думаю, что всё-таки есть предел, дальше которого нормальный человек идти не может ни при каких условиях».
Дешевов пишет Прокофьеву: «Страшно сейчас, но что делать? Продолжать строить, сочинять, жить так, будто ничего
не происходит, не бояться и не подчиняться обстоятельствам. Я считаю, просвещение, образование может многое
исправить и на пепелище устроится новая жизнь. Не стоит бесконечно оплакивать прошедшее». «Я всегда знал, –
отвечает Прокофьев, – что ты выдумщик и романтик».
В октябре 1922 года Дешевов возвращается в Петроград. У него множество планов, идей, он полон оптимизма и
надежд: жить и действовать нужно активно, быстро, энергично. Все минуты сосчитаны. Он много сочиняет, пишет
музыку к спектаклям, увлечён кинематографом, японским искусством, читает лекции в Институте сценических искусств
и его лекции необычайно популярны. Говорили, что Дешевов обладал удивительным гипнотическим даром – он
завораживал людей, подчинял их себе. Вспоминали, что после общения с ним многие люди испытывали какое-то
особенное состояние восторга, эйфории, необычайный прилив энергии, сил: «Он умеет пробуждать желания».
У него свой, особенный метод преподавания: воспитание музомышления, то есть умение понимать и объяснять мир
через музыку и музыкой. Он убеждён: каждая эпоха звучит по-своему, и есть смысл прислушаться и выразить музыку
Времени. Он очень интересуется идеей своего ученика – гениального звонаря, знатока колокольных звонов, странного
гения Кости Сараджева: каждая тональность, каждый звук имеет свой цвет; каждая вещь, каждое живое существо Земли
и Космоса имеет свой собственный тон – нужно научиться видеть музыку. Дешевов составляет специальные цветовые
таблицы: красный цвет – цвет крови, цвет страсти – пугает его; чёрный – цвет мудрости, вечности, и белый – цвет
времени – становятся главными в его творчестве. Чёрный, переходящий в белый, мажор, превращающийся в нежный,
печальный минор... Нет мажора, нет минора, есть лишь превращения, переходы: «Медитации», «Экзотическая сюита»,
«Фантазии на восточные темы».
Под ногами того, кто несёт фонарь, всегда темно.
Дешевов – популярная личность, один из самых исполняемых композиторов тридцатых годов: концерты, интервью, о нём
пишут газеты. У него много заказов – например, режиссёр Фридрих Эрмлер (отец будущего великого дирижера Марка
Эрмлера) просит композитора «дать душу» его немому фильму «Обломок империи» – написать музыку. Дешевов работает
быстро – за три недели все готово. Может быть, его увлекла идея фильма: история молодого человека, который умер
давным-давно и неожиданно воскрес при социализме; он в страшной панике, в испуге: что происходит, где он
находится, почему люди так внимательно и холодно смотрят друг на друга и почему рядом с ними тревожно и неуютно?
«Сюжет, конечно, в высшей степени странный для режиссёра – заслуженного сотрудника ЧК, но, с другой стороны, –
пишет Дешевов Прокофьеву, – мне кажется, что эта история – обо мне. Я уже не помню свою прежнюю жизнь: была ли
она на самом деле, или моё прошлое – лишь игра теней?! Ничего не помню, многое хочу забыть. Жил ли я на самом
деле, был ли?».
«Дешевов не изменился, – пишет Прокофьев, – такой же юркий, восторженный, приятный и милый. Ему уже немало
лет, а всё хочется сказать, что он начинающий и подающий надежды. Мой друг не меняется».
«Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер
На всём белом свете».
Поэму Александра Блока «Двенадцать» Дешевов знал наизусть. Все восхищало в этих стихах: музыка, горечь, красота,
страх. Он читал и сочинял музыку. Однажды композитор сыграл её (назвав сочинение «Большевики») своему другу –
изящному Фёдору Лопухову, балетмейстеру, мечтавшему вернуть на сцены революционной России шедевры старого
балета. Он говорил: «Красота, воздушность, нежность, грация... украсят любую эпоху». Лопухов послушал музыку –
загорелся желанием превратить её в балет: революционный порыв в движении, превращенный в симфонизм. «Мы с вами,
– говорил Лопухов, – живём в эпоху бурных поисков и небывалых рисков, нельзя упустить такой шанс».
Они сочинили балет. Встречались в крошечной комнатке Лопухова, заваривали крепкий морковный чай. Дешевов пел
свою музыку, а Лопухов танцевал. Жизненный поток, стремительный, таинственный, беспощадный уносит все и всех...
Симфония, наполненная звуками хаоса. Революция... Величайший рёв и звон мирового оркестра, борьба сил, идей,
желаний, единый эмоциональный поток... «Красный вихрь» – синтетическая поэма в двух процессах с прологом и
эпилогом... провалилась. В ней неожиданно соединялись пение, акробатика, танцы, хороводы, чтение – мечта о союзе
несоединимого осуществилась. «Но, – утешал Лопухов Дешевова, – нас сегодня не поняли, но это совсем не значит,
что нас не поймут завтра».
Серьезные критики отмечали музыку Дешевова, сравнивали её с музыкой Второй симфонии Шостаковича: «Строй письма,
мышление... все так глубоко современно, так захватывает слушателя – и дают ему почувствовать динамику наших
дней».
В 1926 году в Россию приехал знаменитый французский композитор Дариюс Мийо, ему устроили торжественную встречу.
«В Ленинграде было несколько очень интересных музыкантов, – вспоминал Мийо, – они жаждали познакомиться с новой
французской музыкой, и мы постоянно собирались вместе: Попов, Каменский, Дешевов – они играли свои сочинения. Я
получил большое удовольствие от общения с этими молодыми музыкантами – талантливыми, дерзкими, чуждыми всяких
условностей». Мийо, конечно, многому удивлялся: «Русские вели нелёгкий образ жизни, жили в страшной тесноте,
подчас в одной комнате ютилось несколько человек, одеты они были плохо, но азарт, сила, желание... творить
переполняло их». Мийо особенно был симпатичен Дешевов – «гениальный человек». Он пишет из Парижа: «Владимир,
посылайте мне Ваши произведения всегда, когда Вы сможете. Вы знаете, с каким интересом я слежу за всем, что Вы
делаете. Я часто думаю о Вас и рассказываю моим друзьям, как ваша музыка тронула меня. Приехали бы Вы в Париж –
я буду ждать». Приехать не удалось.
«Однажды я услышал, как пели матросы, увешанные до зубов патронными лентами, бомбами, гранатами и кобурами –
озверелые лица... Я был потрясён стихийной дерзостью и скрытой силой мрака. Эта мелодия измучила меня, она
преследовала, не давала покоя – я захотел избавиться от неё. Я жадно слушал и воплощал в разнообразных образах и
красках стихийность революционных дней». Так родилась опера «Лёд и сталь», посвященная Кронштадтскому мятежу.
Режиссёром спектакля был Сергей Радлов, ученик Мейерхольда. Мастер яростный и резкий, требовал от музыки
ясности, жёсткости, правды и его идеи воодушевляли Дешевова. Они днями и ночами обсуждали, спорили, ссорились,
но соглашались в одном: нужно добиться правды ощущений, тревог и волнений, нужно изменить, сломать традиционный
оперный театр: не нужны солисты – каждое действующее лицо, каждый артист-хорист становится в нужный момент
солистом; нет арий – только речитативы; не нужны мелодии. Спектакль – конструкция, композитор и режиссёр –
механики, собирающие из винтиков, деталей-артистов – грандиозные конструкции. Героев нет – есть массы: 40 ролей,
40 действующих лиц, соединяющихся в единое, в живую, подвижную, яростную массу. Главный принцип конструктора –
можно собрать музыку и можно её разобрать на части. Композитор, прежде всего, умелый техник, манипулирующий
нотами, звуками, ритмами. Важна не мелодия – долой гармонические мечтания: чётко, громко, чеканно – забудьте,
что существует пиано. Искусство – набор деталей, научитесь соединять их.
На репетиции приглашались рабочие Путиловского завода, устраивались массовые обсуждения: понятна ли музыка,
правильно ли артисты изображают рабочих, нравится ли исполнение. «Наша цель, – говорил Дешевов, – показать
правдивую реальность, сделать оперу-хронику, оперу – документальный спектакль... Учитесь у машин...
Конструктивизм – высшее мастерство, глубинное знание всех возможностей материала и умение сгущаться в нём...».
Премьера оперы «Лёд и сталь» состоялась 17 мая 1930 года в Театре имени Кирова (бывшем Мариинском). Зал замирал
от буйства, грохота, множества сценических эффектов, «шумов». Критика была жёсткой:
«Первая пролетарская опера – о чем она? Вы не замечаете, что марш большевиков нельзя отличить от марша
мятежников – не напоминает ли такое сближение контрреволюционные действия?!».
«Только Союз с нечистой силой мог склонить композитора к тем бешеным прыжкам и адскому грохоту».
«Я хотел, – объяснял Дешевов, – воплотить лихорадку времени».
Но были и восторженные отклики: «Ритмы Дешевова всегда неожиданные, яркие, лишенные дряблости».
«Враг не дремлет. Такие как Дешевов, своей так называемой музыкой подрывают основы рабоче-крестьянского
государства».
«Такие как Дешевов... из бывших... мешают строить светлое будущее».
«Музыка Дешевова – схематичное и упрощенное решение ответственной темы; а музыка к пьесе «Рельсы» –
конструктивистское заблуждение, общественно-вредная и опасная заумь».
Статья в газете «Правда» 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки» расставила окончательно все акценты:
началась жёсткая политическая кампания против «всех видов формализма», были определены цели – «больше
понятливости, меньше фокусничания». Дешевова не печатают, сочинения его не исполняют.
Друзей становится все меньше: кто-то исчез, кто-то перестал здороваться, с кем-то здороваться не хочется. Круг
близких друзей очень мал, но – блестящ и великолепен: «Нас было мало, но нам было весело вместе. Мы были
довольны собой, мы могли быть откровенны друг с другом и мы надеялись не поддаться обстоятельствам». Собирались
часто у Даниила Хармса, печального гения, ощущавшего абсурд мироздания. Сохранилась пригласительная записка:
«Приходить вечерком – есть хлеб и большой помидор. Предстоит пир горой». Александр Введенский – поэт, игрок,
фантазёр, женолюб – он относился к окружающему миру с мрачной безнадёжностью. Николай Заболоцкий – аккуратный,
похожий на бухгалтера, придерживался строгих правил и увлекался утопиями о преображении мира. Самуил Маршак –
глава и идеолог «ДЕТГИЗа», убеждённый в том, что укрыться от бурь можно только в мире детских грёз, только там
есть свобода.
Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Дешевову нравилось бывать у изящного, томного, изнеженного Михаила Кузьмина – поэта Нездешних вечеров. У
Кузьмина – запись в дневнике: «Приходил Дешевов. Болтали, размышляли о старости. Я рассказывал: у меня соседка,
ей 85 лет, она играет на рояле, говорит на французском, учиться играть на бильярде и осваивает персидский язык.
Дешевов говорит: такая старость внушает бодрость. Сумеем ли мы так стареть, а главное – успеем ли мы
состариться?». Им было хорошо вместе – приятно находиться среди деликатных людей.
Все исчезли, ушли, растворились во Времени...
«Из дома вышел человек...
И с той поры, и с той поры – исчез».
Дешевов любил ночь, её странные, таинственные шорохи, тени. Когда-то он увлекался спиритизмом и разговаривал с
духами. Самый дорогой ему дух – Лермонтов, и однажды после одной из таких душевных встреч он вспомнил: он
появился на свет в то самое время, когда Чехов и Чайковский увлеклись идеей совместного проекта – написать оперу
может быть, балет, «Бэла» – о невозможности любви, о мгновенности чувств, о неизбежности разлуки. «Я понял, –
говорил Дешевов, – что я и идея гениев, их мечта о «Бэле», мы – ровесники». Дух нашептал…
С тех пор судьба и странствия гвардейского офицера Григория Александровича Печорина тревожили Дешевова, пока
наконец он не решился... В январе 1941 года он показал музыку к балету «Бэла» хореографу Борису Фенстеру, одному
из самых дерзких учеников Федора Лопухова: «Я в восторге. Слушаю музыку, и мне хочется танцевать». Загадочность,
недосказанность, пронзительная печаль и нежность, и горечь повести помогали музыке. В ней не должно быть ничего
резкого – только простота и тайна.
Бэла – дочь черкесского князя, шестнадцатилетняя красавица – стройна, тонка, высока, чёрные горящие глаза...
дикая как лань. Печорин украл её, жил с нею, «любовь дикарки» возбуждала его. «Я благодарен Бэле за несколько
минут довольно сладких, я жизнь за неё отдам – только мне с ней скучно», – Печорин затосковал, и безумная
страсть иссякла как бурный ручей в жару. Бандит Казбич, влюблённый в Бэлу, убивает красавицу.
Дешевов помнил, как счастлив был когда-то, когда влюбился – мир кружился легко, радостно. «Помню, был женат,
родилась дочка. Расстались тихо. Любовь исчезает как тень, и ничего не поделаешь, и ничего не вернуть, и не
исправить, только забыть... Иногда вспоминать?». Как говорил Хармс: «Я не разлюбил, и она не разлюбила.
Расстались? Почему? трудно объяснить...».
Генеральную репетицию балета назначили 22 июня 1941 года. На сцене Академического театра оперы и балета имени
Кирова танцевали студенты хореографического училища: атмосфера была светлая, все радостно возбуждены. В антракте
стало известно – началась война и многие артисты уже получили повестки. И всё-таки премьеру не перенесли – 25
июня 1941 года спектакль состоялся: «Театр был переполнен. Атмосфера необыкновенного подъема юности
воодушевляла».
Блокаду Дешевов провел в Ленинграде: писал музыку для радио, работал в пожарных бригадах, был ранен во время
артобстрела, тяжело болел, голодал... и, если были силы, навещал друзей. В блокадном дневнике композитора
Леонида Портова есть запись – осень 1941 года, вечер: «... вечером пошли к композитору Малаховскому. У него
сидели Владимир Дешевов, Игорь Миклашевский и Владимир Софроницкий. Софроницкий подходил к роялю и играл по
своему выбору разную музыку. Его никто не упрашивал. Он подходил, играл, потом уходил. Играл он изумительно –
Шумана, Скрябина, Дешевова… Своей игрой он так всех очаровал, что в эти полчаса забылось всё».
После войны «я стал другим человеком, – писал Дешевов Прокофьеву. – Я вернулся к себе прежнему, стал боятся
шума, резких звуков. ... Живу одиноко... в своем мире, из которого не хочу выходить. Нигде не бываю,
стараюсь ни
с кем не общаться. Боюсь».
Его забыли: музыку не исполняли, имя его нигде не упоминалось, заказов не было – жил бедно, но работать
продолжал и изредка даже что-то удавалось пристроить или в театр, или на радио. Он полюбил нереальности… сказки,
вымыслы, волшебные истории: балет «Сказка о мёртвой царевне», Симфоническая поэма «Русские сказки», нежные
романсы. Мир, в котором волшебство, видения, сны чудесным таинственным образом переплетаются с реальностью и
украшают её. «Я устал. Мне нравится прятаться в прошлом, вспоминать людей, давно ушедших, друзей далёких лет.
Может быть, я разлюбил сегодняшний день, а может быть, просто с ним не справился – ослабел, угас. В сущности,
никто не знает, в какую эпоху он живёт. Когда-то Ахматова говорила – кто чего боится, то с ним и случится –
ничего бояться не надо».
27 октября 1955 года в многотиражке Союза композиторов появилось крошечное, незаметное сообщение: «От сердечного
приступа в своей квартире скончался композитор В.М. Дешевов».