Голованов Николай Семёнович — дирижёр, хормейстер, композитор, народный
артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат четырёх Сталинских премий: 1946 год — за концертноисполнительскую деятельность, 1949 год
— за оперный спектакль «Борис Годунов»
М.П. Мусоргского, 1950 год — за оперный спектакль «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова, 1951 год — за оперный спектакль «Хованщина» М.П. Мусоргского.
Награждён Орденом Ленина, Орденом трудового Красного Знамени, медалью
«За оборону Москвы», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг.» Николай Голованов родился в Москве 9 (21) января 1891 года. После окончания Синодального училища в 1909 году был
назначен помощником регента Синодального хора и преподавателем Синодального училища. По приглашению великой
княгини Елизаветы Фёдоровны становится регентом хора Марфо-Мариинской
обители.
«Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, привило мне священную любовь к труду...»
Н.С. Голованов
В годы Великой Отечественной войны, вместе с супругой Антониной Васильевной,
оставался в Москве. Вырученные средства от концертов поступали на фронт.
Высшие достижения Голованова — дирижёра связаны с русской музыкальной оперой. Также Николай Голованов был выдающимся интерпретатором современной
музыки, первым исполнителем ряда сочинений С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
Композиторское наследие Голованова
разнопланово и включает в себя: оперы, симфонию, кантаты, произведения для хора, симфонического оркестра, романсы, многие из которых посвящены его супруге — Антонине Неждановой. Вот, что рассказывает Сергей Кондрашев— художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио
«Орфей», осуществивший вместе с оркестром запись произведений Голованова, о
его симфонической музыке:
«...Для меня Николай Семёнович Голованов — это, прежде всего, выдающийся
русский дирижёр, один из плеяды замечательных музыкантов, возглавлявших
Большой театр в ХХ веке. В симфоническом творчестве также можно оценить масштаб его личности. Голованов
является музыкантом-живописцем, ярким, сочным! Слушая его симфонические
сочинения, можно представить полотна великих русских живописцев Васнецова,
Билибина. Это достигается масштабностью и особой красочностью звучания его
партитур. Тут и несколько гипертрофированная медь, и порой резкие динамические и темповые метания. Всё это служит одной цели — усилить экспрессию
и создать особый, красочный колорит звучания. При этом нельзя не отметить
замечательный мелодический дар Голованова – композитора. Несомненно, он
был знаком с творчеством его современников Скрябина и Рахманинова. Гармонический язык этих авторов, особенности
фактуры очень близки Голованову
При
всей самобытности его композиторского почерка, отражающего экстатичность, импульсивность и масштаб его
творческой личности, Голованова можно
назвать продолжателем традиций русской композиторской школы...»
Даже в советское время Николай Семёнович продолжал сочинять духовную музыку.
О его композиторском творчестве говорит
Лев Конторович — народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого
хора «Мастера хорового пения», профессор:
«...Хочу обратить внимание слушателей этого диска на самый последний, 39-й опус «Свете тихий», где мастерство
Голованова, я считаю, достигло совершенства. По моему мнению, вершиной
творчества духовной музыки Голованова
является это произведение — посвящено Рахманинову, и мне кажется, что
в данном произведении Голованов, извините за мою смелость, не уступает
Рахманинову в своём мастерстве. Это произведение — высочайший шедевр...» Николай Семёнович Голованов ушёл из жизни 28 августа 1953 года в посёлке Николина гора Московской области и был похоронен на Новодевичьем кладбище в
Москве. На доме, где жил Николай Семёнович Голованов в 1935–53 годах, в 1961
году установлена мемориальная доска.
(Брюсов пер., дом 7, ныне Музей-квартирафилиал ГЦММК им. М.И. Глинки).