Николай Голованов

Голованов Николай Семёнович — дирижёр, хормейстер, композитор, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат четырёх Сталинских премий: 1946 год — за концертноисполнительскую деятельность, 1949 год — за оперный спектакль «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, 1950 год — за оперный спектакль «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова, 1951 год — за оперный спектакль «Хованщина» М.П. Мусоргского. Награждён Орденом Ленина, Орденом трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Москвы», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Николай Голованов родился в Москве 9 (21) января 1891 года. После окончания Синодального училища в 1909 году был назначен помощником регента Синодального хора и преподавателем Синодального училища. По приглашению великой княгини Елизаветы Фёдоровны становится регентом хора Марфо-Мариинской обители.

«Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, привило мне священную любовь к труду...»
Н.С. Голованов

Основные этапы жизни и творчества Николая Семёновича Голованова.

  • 1912 г. — гастролировал с Синодальным хором в Лейпциге, Берлине и Варшаве, в 1913 году дирижировал концертом Синодального хора в Берлине в присутствии императора Кайзера Вильгельма II, который лично похвалил Голованова и назвал хор «восьмым чудом света»;
  • 1909–14 гг.— учился в Московской консерватории по классу специальной теории и свободного сочинения А.А. Ильинского, М.М. Ипполитова-Иванова, С.Н. Василенко, которую окончил с малой золотой медалью — его имя занесено на мраморную доску отличия. В 1914 г. получил композиторский диплом Московской консерватории;
  • 1915 г.— дебютировал как симфонический дирижёр;
  • 1919 г.— работал в Оперной студии К.С. Станиславского, впоследствии Оперный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко;
  • 1921–22 гг.— участвовал в качестве дирижёра оркестра во время выступления американской танцовщицы Айседоры Дункан в Москве;
  • Вторая половина 1920-х гг. — против Н.С. Голованова была развязана кампания политической травли, так называе- мая «головановщина». По мнению группы трудящихся: месткома, профкома, комитета ВЛКСМ, во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора С. Василенко и дирижёра А. Пазовского, Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным», а в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела», поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И. Сталина. Благодаря его вмешательству, Голованов остаётся в Большом театре;
  • В конце 1920-х гг. вёл активную деятельность на Всесоюзном радио, где возглавлял оперный радиотеатр и являлся главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (1937–1953 гг.);
  • 1937–49 гг. — поставил радиооперы: «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Иоланта», «Франческа да Римини». В эти же годы дирижировал кантатами «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Весна» С.В. Рахманинова, «Из Гомера» Н.А. Римского-Корсакова, «Москва» П.И. Чайковского, «Реквиемом» В.-А. Моцарта, 1-й симфонией А.Н. Скрябина, произведениями советских композиторов;
  • 1925–1948 гг. — профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Выступал как пианист-аккомпаниатор, в 1916-1943 годах преимущественно в ансамбле со своей супругой — певицей Антониной Неждановой. На протяжении всей жизни дирижёр вёл активную концертную деятельность;
  • 1919–1928 и 1930–1936 гг. — дирижёр Большого театра;
  • 1948–1953 — главный дирижёр Большого театра. Николай Голованов осуществил исторические постановки опер «Борис Годунов» (1948), режиссёр Л.В. Баратов — единственная из постановок Голованова сегодня в репертуаре Большого театра, «Садко» (1949), режиссёр Б.А. Покровский, «Хованщина» (1950), режиссёр Л.В. Баратов. После смерти Сталина, в 1953 году, Николай Семёнович Голованов был уволен из Большого театра;
В годы Великой Отечественной войны, вместе с супругой Антониной Васильевной, оставался в Москве. Вырученные средства от концертов поступали на фронт. Высшие достижения Голованова — дирижёра связаны с русской музыкальной оперой. Также Николай Голованов был выдающимся интерпретатором современной музыки, первым исполнителем ряда сочинений С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. Композиторское наследие Голованова разнопланово и включает в себя: оперы, симфонию, кантаты, произведения для хора, симфонического оркестра, романсы, многие из которых посвящены его супруге — Антонине Неждановой. Вот, что рассказывает Сергей Кондрашев— художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей», осуществивший вместе с оркестром запись произведений Голованова, о его симфонической музыке: «...Для меня Николай Семёнович Голованов — это, прежде всего, выдающийся русский дирижёр, один из плеяды замечательных музыкантов, возглавлявших Большой театр в ХХ веке. В симфоническом творчестве также можно оценить масштаб его личности. Голованов является музыкантом-живописцем, ярким, сочным! Слушая его симфонические сочинения, можно представить полотна великих русских живописцев Васнецова, Билибина. Это достигается масштабностью и особой красочностью звучания его партитур. Тут и несколько гипертрофированная медь, и порой резкие динамические и темповые метания. Всё это служит одной цели — усилить экспрессию и создать особый, красочный колорит звучания. При этом нельзя не отметить замечательный мелодический дар Голованова – композитора. Несомненно, он был знаком с творчеством его современников Скрябина и Рахманинова. Гармонический язык этих авторов, особенности фактуры очень близки Голованову
При всей самобытности его композиторского почерка, отражающего экстатичность, импульсивность и масштаб его творческой личности, Голованова можно назвать продолжателем традиций русской композиторской школы...» Даже в советское время Николай Семёнович продолжал сочинять духовную музыку. О его композиторском творчестве говорит Лев Конторович — народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого хора «Мастера хорового пения», профессор: «...Хочу обратить внимание слушателей этого диска на самый последний, 39-й опус «Свете тихий», где мастерство Голованова, я считаю, достигло совершенства. По моему мнению, вершиной творчества духовной музыки Голованова является это произведение — посвящено Рахманинову, и мне кажется, что в данном произведении Голованов, извините за мою смелость, не уступает Рахманинову в своём мастерстве. Это произведение — высочайший шедевр...» Николай Семёнович Голованов ушёл из жизни 28 августа 1953 года в посёлке Николина гора Московской области и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На доме, где жил Николай Семёнович Голованов в 1935–53 годах, в 1961 году установлена мемориальная доска. (Брюсов пер., дом 7, ныне Музей-квартирафилиал ГЦММК им. М.И. Глинки).



Николай Голованов: Фотогалерея

Показать ещё


Николай Голованов: Музыка композитора

ДЛЯ ДОСТУПА К МЕДИАМАТЕРИАЛАМ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ РЕГИСТРАЦИЮ* НА САЙТЕ
*Регистрация на сайте абсолютна бесплатна для Вас. Соглашаясь зарегистрироваться, Вы автоматически принимаете условия политики конфиденциальности.


Николай Голованов: Видеоматериалы

ДЛЯ ДОСТУПА К МЕДИАМАТЕРИАЛАМ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ РЕГИСТРАЦИЮ* НА САЙТЕ
*Регистрация на сайте абсолютна бесплатна для Вас. Соглашаясь зарегистрироваться, Вы автоматически принимаете условия политики конфиденциальности.